?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Una Voce Russia Previous Previous Next Next
Папа Либерий - St. Brutus' · Secure · Centre · for · Incurably · Criminal · Boys
ex- Crusade AD 2000
hithlin
hithlin
Папа Либерий
[о. кн.] А. Волконский. Католичество и Священное Предание Востока. Париж, 1933. Гл. V, § 6. Возражения против догмата папской безошибочности. Стр. 292б-295а.

Начнем с разбора обвинений в ереси, предъявляемых трем папам. В самом деле, достаточно было бы наличия одного папы, учившего ex cathedra ереси, чтобы рухнуло все католическое учение.

Внешние обстоятельства, при которых папы Либерий, Гонорий и Вигилий высказали суждения, кои ставят им в вину, изложены нами в предыдущей (IV-ой) главе. Здесь мы укажем, в чем состоит еретическое учение, в котором тот или иной из пап обвиняется и сравним с точным смыслом того, что говорил данный папа. Мы убедимся, что ни один из них еретиком не был.



1. Папа Либерий

[«Ц. пред.», 155-159; D’H., II, 196-199; Hefele, 1, 2, pp. 863-928.]

П. Либерий (см. выше, стр. 220) был мужественным защитником св. Афанасия Вел., главного обличителя ариан.

На соборе в Милане (355 г.) имп. Констанций, угрозами и насилиями, в коих даже плеть была пущена в ход, заставил епископов подписать осуждение св. Афанасия. Только пятеро остались непреклонными: в том числе оба уполномоченные Либерия. Позднее Либерий твердо отстаивал Афанасия пред императором. [Разговор между имп. и п. Либерием см. у Феодорита, «Церк. ист.», кн. II, гл. XIII (Mg 82, 1033)] Тогда папу сослали во Фракию (356). Чрез два года его вывезли в Сирмиум, /293/ где с 351 по 358 г. заседал арианствующий собор. Здесь под угрозой смерти папа подписал исповедание веры, составленное собором. Поэтому Либерия и обвиняют в арианстве.

Обвинение поспешно. В арианстве повинен тот, кто разделяет учение Ария. Неужели Либерий, и ранее, и после боровшийся с арианством, подписывая формулу собора, присоединился к арианству? Конечно нет. Его поступок не заблуждение в вере, а нравственное падение; не ересь, а малодушие. В таком же малодушии повинен и другой святитель, славный Осия кордубский, подписавший годом ранее 2-ую формулу того же собора.

Но, скажут, Осия мог ошибиться, а Либерий, папа, ошибаться не может. На это мы в свою очередь возразим: «Неужели подписывая по приказанию враждебной власти и под страхом смерти формулу веры, составленную единомышленниками этой власти, Либерий подписывал определение, составленное и изреченное им как главою Церкви?» [«Ц. Пред.», 157.] Этот случай вне области папской безошибочности.

Осия подписал еретическую формулу из страха; никто его православия из-за этого под сомнение не ставит. А Либерию за тот же поступок, совершенный по тем же побуждениям, приписывают заблуждение в вере. [Как увидим ниже, Осия подписал явно еретическую формулу; Либерий – такую, которая может быть понимаема двояко.] Не так смотрел на дело св. Афанасий Великий. Он писал:

«Еще вначале (еретики) покушались растлить и римскую церковь, желая и в нее внести нечестие. Заточённый Либерий чрез два года изнемог в силах, и убоявшись смерти, какою угрожали, подписался. Но сим доказывается как их насилие, так в Либерии ненависть к ереси и справедливость его в отношении Афанасия, когда имел свободное произволение. Ибо что сделано после истязаний вопреки первоначальному мнению в том видно изволение не убоявшихся, но истязающих». [Твор. св. Афан. Вел., «Послания к монах.», II, 115 («Hist. Arian.», 41; Mg 25, 741)]

Но что собственно подписал Либерий?

Как известно, Арий отрицал Божество Иисуса Христа. В ответь на его лжеучение I-ый Вс. собор включил во /294/ 2-ой член Символа веры слово «Единосущный» (ὁμοούσιος). Эта знаменитая формула – папского происхождения (см. выше стр. 150). Сирмиумский собор в своих исповеданиях ее выпустил.

Собор имел три сессии. На каждой было обнародовано исповедание веры. Эти исповедания известны под именем «Сирмиумских формул».

1-ая формула (351 г.) осуждала подлинное арианство, но в то же время избегала Никейского термина ὁμοούσιος.

2-ая формула (357 г.) не применяет ни ὁμοούσιος (единосущный), ни ὁμοιούσιος (подобносущный), и учит, что Отец больше Сына. Св. Иларий справедливо назвал ее «кощунственною».

3-я формула выработана в 358 г., когда собор отменил 2-ую формулу, и была полу-арианской.

Она говорила, что Сын «по сущности и по всему подобен Отцу».

Эта формула не заключает положительного еретического утверждения; она сомнительна лишь в силу пропуска термина «единосущный». Либерию указывали, что выражение ὁμοούσιος служит для савеллиан средством прикрывать лжеучения Савелия и Фотина. Либерий подписал.

Для арианина эта формула значить: «не Единосущный, а подобный по сущности»; и тогда последние слова – нечестие. Но православный может произнести слова «по сущности и по всему подобен Отцу», вовсе не отказываясь от учения, заключенного в слове «Единосущный», ибо между обоими выражениями по грамматическому смыслу слов противоречия нет; кто единосущен, тот тем самым и подобен по существу, и по всему.

Таким образом, подписывая по принуждению, Либерий мог утешаться мыслью, что подписанное не есть ересь, что подпись его может послужить к некоторому сближению ариан с Церковью. Примирения с ними желал и св. Афанасий. [«De Synodis», 41; Mg 26, 765]

Беря на себя смелость такого толкования, мы однако не настаиваем на нем. Для обеления Либерия от обвинения в ереси вполне достаточно факта принуждения. Так /295/ смотрел на его печальный поступок и св. Афанасий. Другой столп Церкви, св. Василий Вел., тоже ничего не знает о «заблуждении» Либерия. Не подозревают его в неправильном вероопределении ни Созомен, который пишет, что Либерий всегда исповедовал веру Никейского собора», [«Ист. Ц.», IV, 11; Ml 67, 1140] ни Феофан византийский, ни Феодорит кирский, посвятивший целую главу своей церковной истории повествованию «о ссылке и возвращении блаженного Либерия». [См. Феодорит кир. «Церк. Ист.», кн. II, гл. 15, 16, 17; Созом., кн. IV, 15; «Феоф. виз. летоп.», Москва, 1890 г., стр. 35.]

По освобождении своем п. Либерий продолжает борьбу с арианством: он прилагает старания к восстановлению св. Афанасия, не признает постановлений арианских соборов в Аримини (359 г.) и Селевкии (359 г.); утверждает решения православного собора в Александрии (362 г.). Восточные епископы пишут папе, как единомышленные с ним в вере. [Mg 67, 485: κοινωνῆσαι τῇ Ῥομαίων Ἐκκλησίᾳ].

И греческая, и русская церковь признают Либерия святым. Либерий «о правоверии много подвизался, чего ради и изгнание подъя; изгнанных Афанасия и Павла Исповедника [еп. Константинопольский] с любовью приняв, содела свои престолы восприятии… и Богу угодив, скончался». Так написано в Четье Минее (27 авг.). Мы более верим ей, хранительнице церковной старины, чем церковным историкам, писавшим по поручению Победоносцевского Св. Синода.

Не странно ли, что люди, считающие себя верными чадами Греко-российской церкви, позволяют себе называть еретиком святого своей же церкви?

Tags: , ,

Leave a comment